Конференция «Медицинское образование – 2014»
Конференция была организована Министерством здравоохранения РФ, Министерством образования и науки РФ, Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, Советом Ректоров медицинских и фармацевтических вузов России и Первым МГМУ им. И.М. Сеченова.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась В.И. Скворцова:
— Глубокоуважаемые члены президиума, Петр Витальевич! Глубокоуважаемые коллеги! Ежегодная конференция по медицинскому образованию и анализ результатов предыдущих конференций свидетельствует о том, что они дают стимул к дальнейшему развитию медицинского образования, позволяют увидеть самые инновационные подходы практической и теоретической дистанционной подготовки, обменяться мнениями по самым важным вопросам медицинского образования. Сегодня перед началом пленарного заседания, мы имели возможность ознакомиться с замечательной выставкой. Хотела бы обратить ваше внимание на то, что мы увидели принципиально новые подходы: виртуальные учебные классы и образовательные программы. Отрасль задаёт планку, которую должно догонять медицинское образование. В последние годы в российском здравоохранении идёт модернизация и внедрение инновационных технологий, развитие биомедицины. Уровень образования должен максимально соответствовать запросам отрасли. Но есть и другие образовательные аспекты — это воспитательная работа, воспитание не просто узких специалистов, а врачей, являющихся священниками, по сути, имеющих возможность чувствовать человеческие души, оказывать лечебное воздействие на пациентов через общение.
Важно отметить, что нет национальной науки и национальной медицины — маленький земной шар. Мы все — граждане России и других стран — граждане земного шара! И то, что происходит у наших коллег в развитии биомедицины должно очень быстро становиться базой и для нас! Безусловно, очень важный аспект — языковые знания у специалистов здравоохранения. Важно не просто пересмотреть программы, а сделать так, чтобы выпускники медицинских вузов свободно владели хотя бы одним иностранным языком. Чтобы они могли свободно общаться, выезжать на стажировки, а не только без словаря читать профессиональную литературу.
Есть и другие важные аспекты образования. Могу отметить, что за прошлый год мы сделали шаги вперед. Все вузы Министерства здравоохранения РФ имеют симуляционные тренинговые центры, каждый вуз включил симуляционное образование в выработку практических навыков.
За прошедший год создано электронное рабочее место врача с подключением ко всем возможностям Национальной электронной медицинской библиотеки и более 5 млн страниц профессиональной литературы были оцифрованы за 2013 год.
Впервые на базе клинических протоколов созданы интерактивные образовательные программы, и я хочу выразить благодарность Совету ректоров медицинских и фармацевтических вузов России и Учебно-методическому объединению по медицинскому и фармацевтическому образованию при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, лично Петру Витальевичу Глыбочко, как руководителю объединения за проделанную работу. Пользуясь случаем, что мы все вместе собрались, хочу поздравить Петра Витальевича с избранием на должность председателя Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России! На протяжении многих лет Советом ректоров блестяще руководил Геннадий Петрович Котельников, ректор Самарского государственного медицинского университета и сейчас он будет представлять нашу отрасль в Фонде фундаментальных научных исследований. Замечательно, что именно вузовская наука возглавила здравоохранение в этом фонде! Поздравляю Вас, Геннадий Петрович, от всей души! Сегодня здесь с нами, ректор Крымского государственного медицинского университета имени С.И. Георгиевского Анатолий Андреевич Бабанин. Мне посчастливилось провести рабочий день в Крыму, посетить Крымский государственный медицинский университет и я хочу сказать, коллеги, что это замечательный вуз, который снова входит в когорту лучших российских вузов. Хочу напомнить, что в Советском Союзе, в пятёрку лучших вузов страны входил симферопольский вуз. И это первый украинский вуз, который был сертифицирован в Великобритании и имеет взаимное признание с ведущими британскими университетами. Такой опыт будет полезен для всех российских вузов, и симферопольский вуз сможет многое почерпнуть из опыта российских вузов. Уважаемые коллеги, поздравляю вас с замечательным мероприятием и желаю получить удовольствие от посещения выставки!
Ключевыми тематическими направлениями работы конференции были:
- Здравоохранение и медицинские науки — от области образования к профессиональной деятельности (траектория профессиональных компетенций, сквозные (модульные) программы, оценочные средства).
- Дополнительное профессиональное образование — требование работодателя и потребность медицинского работника (профессиональные стандарты, накопительная система, сетевая форма, дистанционные технологии, роль профессиональных ассоциаций).